Ба гуа в квадрате Ло шу: наставления художнику |
|
|
БА ГУА В КВАДРАТЕ ЛО ШУ : НАСТАВЛЕНИЯ ХУДОЖНИКУ Девятиклеточный квадрат является одной из фундаментальных схем древнекитайского мышления. Вплоть до XYIII века китайцы выводили основные математические операции (сложение,вычитание, умножение и деление) из девятиклеточного магического квадрата Ло шу:
Девятиклеточный квадрат был основой системы "колодезных полей" ("цзин тянь") - древней землеустроительной утопии: восемь частных полей окружали одно центральное поле, которое обрабатывалось сообща в пользу государства. В виде системы концентрических девятиклеточных квадратов представлялась и вся территория Поднебесной. В эпоху Чжоу строй армии, ее боевой порядок и мобилизационная структура отражали систему колодезных полей. Девятеричной была рыболовная сеть, о чем говорилось еще в "Книге Песен" (Ши цзин. Песни царства Бинь, 6): "С девятью кошелями поставлена сеть". Небо имело "девять просторов". "Между небом и землей девять областей и восемь пределов. Почва имеет девять гор. Горы имеют девять завалов. Водоемы имеют девять болот." ("Хуайнань-цзы"). Девятиклеточный квадрат выражал идею мировой сети, связующей "всю тьму вещей", в которой продольно-вертикальная основа, ориентированная на север-юг, соответствовала поперечно-горизонтальному утку, ориентированному на восток-запад. Для китайцев весь мир был знаковой системой, текстом. Об этом говорит расширение семантики иероглифа "вэнь" от "письменного знака" до "культуры" и далее - до обозначения всякой осмысленной упорядоченности вообще. Этот вселенский текст-вэнь считался имеющим квадратно-девятеричную структуру: "Представление Поднебесной в линиях основы и утка называется вэнь" ("Цзо чжуань"). Девятиклеточный квадрат являлся важнейшей текстологической матрицей, клетки которой заполнялись соответствующими частями текста, как, например, в главе "Величественный образец" книги "Шан шу". Смысл такого пространственного расположения текста поясняется комментариями "Си цы чжуань" к 48-ой гексаграмме "Книги Перемен" Цзин-Колодец: "Оставляя на месте, перемещает" и "Служит для того, чтобы различать смыслы". Первое означает, что пространственная классификация - не статична, а как бы заставляет двигаться содержащиеся в ней фрагменты текста, приводя их благодаря своей неодномерности в различного рода нелинейные соотношения друг с другом. Второе указывает на связь текстологических процедур с мировоззренческой целью "различать смыслы". Девятиклеточный квадрат являлся моделью другого важнейшего нумерологического конструкта - триграммы. Три черты триграммы соответствуют трем горизонталям квадрата, а каждая черта состоит как бы из трех звеньев: "---" - непрерывная черта ян, "- -" - прерванная черта инь. С другой стороны, восемь триграмм располагались по сторонам девятиклеточного квадрата - "частным полям" системы "колодезных полей". Кто читал средневековый китайский роман "Троецарствие", может быть, помнит, как великий полководец Чжугэ Лян (181-234 гг.) демонстрировал построение войск под названием "восемь триграмм". В своей картине на фоне полуабстрактного "вселенского" пейзажа я разместил придуманный мной текст "Наставлений художнику". Центральный фрагмент - основной и выражает идею "мировой сети". Остальные фрагменты располагаются по сторонам квадрата и соответствуют восьми триграммам, ориентированным в пространстве по Фу Си:
Квадрат получился "полумагическим": исходя из последовательности чисел 3-4-5-6-7, в центральном квадрате - 5*5=25 слов, по углам - 4*7=28 слов, в серединах сторон - 3*6=18 слов:
|
Ба гуа в квадрате Ло шу: наставления художнику |
|