#16 ЮЙ
= Земля\Гром
|
Вольность | Праздность
|
Послушно плывя по течению,
беспечно играет на флейте. Но если сердце как камень, ему не страшны пороги и бездна летящих вод. |
Оба перевода названия гексаграммы - Вольность и Праздность - я попытался соединить в картине и стихотворении. Поэтому вольные просторы и человек в лодке, "праздно" (беспечно) играющий на флейте (по-видимому, вместо того, чтобы заниматься делом - например, ловить рыбу).
Кун-цзы гуа сян чжуань - "Комментарий Конфуция к образам в гексаграммах" (пер. Яковлева):
Исходящий из Земли Гром раскатывается.
"Праздность". Прежде ваны, создавая музыку,
Совершенствовали свои достоинства.Триграмма Чжэнь-Гром над триграммой Кунь-Земля. Гром - звук, поэтому - музыка. Поэтому человек играет на флейте.
Лодка послушно движется по течению. Движение - это триграмма Чжэнь, Послушность - это триграмма Кунь. Кун-цзы туань чжуань - "Комментарий Конфуция к символам" (пер. Яковлева):
"Праздное послушно в движении,
Поэтому оно подобно Небу и Земле""Мудрые послушны движению"
Но, будучи праздным, цзюнь цзы должен сохранять внутреннее сосредоточение. Он должен "быть крепче камня" (афоризм ко второй черте в пер. Щуцкого), иметь "каменное сердце".
Сицы чжуань - "Прилагаемые Суждения" - объяснение второй шестерки (пер. Яковлева):
В "Книге Перемен" говорится:
"[Лед] <почему "лед"? - И.Б.> крепкий, как камень. День не закончен.
Постоянство - счастье".
Цзюнь цзы знает, как провести грань.
Ему известно скрытое, известно явное,
Известно четное (мягкое),
Известно нечетное (твердое),
Благодаря которым все сущее
Появляется и исчезает."Ядерные триграммы Гэнь-Гора (Камень) и Кань-Вода (Бездна). Об этом говорится в Сицы чжуани и об этом же - в стихотворении. Каменные пороги и бездна вод - опасности, подстерегающие "праздного", если он не будет внутренне готов к ним. Вместе эти триграммы образуют гексаграмму #4 - Мэн - Недоразвитость, Пелена. Это - тоже опасность. Не потому ли в Сицы чжуани все время говорится о знании, которым должен обладать цзюнь цзы?