Наталия Селиваненко и Елена Куликова
исполнили "Музыку Перемен", акустически воспроизводящую 64 гексаграммы "Книги Перемен"

Знаете ли Вы:
- Почему у Конфуция были такие выпученные глаза?
- Потому что он всё время всматривался в Образы Перемен!
- Почему у Конфуция были такие толстые губы?
- Потому что он всё время шептал Формулы Перемен!
- Почему у Конфуция были такие длинные уши?
- Потому что он всё время вслушивался в Музыку Перемен!

Идея "прочитать" гексаграммы "И цзина" как "нотную запись" принадлежит Игорю Бурдонову. Ниже воспроизводится текст "Музыка Перемен" из его книжки "Цикл картин "Чжоуские Перемены"".

Музыка - древнейшее из искусств - занимала в китайском мире исключительное место. Прежде всего, она осознавалась как явление космического порядка, проявляющееся на всех трех уровнях бытия: в небе, на земле и среди людей. Чжуан-цзы называл это "флейтой земли", "флейтой человека" и "флейтой неба".

В "Веснах и осенях господина Люя" ("Люй-ши чунь цю", III в. до н.э.) сказано: "Истоки музыки и звуков далеки, они рождаются в пространстве, корни же их в Великом едином ("Тай и" - синоним дао)... Музыка - это то, что выражает гармонию неба и земли, согласованность инь и ян."

Но музыка не только выражала происходящие в мире процессы, она сама могла стать активной силой, вызывающей различные природные явления вплоть до стихийных бедствий. Характерна в этом смысле история о Пин-гуне (правил царством Цзинь в 558-532 гг. до н.э.), заставившем музыканта Ши Куана исполнять мелодии, которые "слушать не полагается":

"Когда он сыграл эти мелодии первый раз, на северо-западе появилось белое облако; когда он сыграл их повторно, налетел ураган с дождем, ветер сорвал черепицы с крыши галереи, и приближенные князя разбежались. Пин-гун испугался и упал ниц в простенке между галереей и княжескими покоями. В княжестве Цзинь наступила большая засуха, и три года земля оставалась голой и бесплодной." ("Ши цзи", гл.24 - "Трактат о музыке") .

Почему же эти мелодии нельзя было исполнять? Музыкант предупреждал: "Ныне ваши, правитель, добродетели и справедливость не сильны, вы не заслуживаете того, чтобы их слушать."

Китайцы считали, что музыка имеет самое непосредственное отношение к нравственности. О состоянии общества и государства можно было судить по характеру исполняемых мелодий: "В хорошо управляемом обществе музыкальные звуки мирные и тем доставляют людям радость, а управление там гармонично; в неупорядоченном обществе музыкальные звуки злобны и тем вызывают гнев людей, а управление там извращенное; в гибнущем государстве музыкальные звуки печальны и тем вызывают тоску, а его народ в трудном положении. Пути музыки имеют много общего с управлением страной." ("Ли цзи", гл.37 - "Записки о музыке")

Но музыка не только отражала состояние социума, она сама являлась действенным инструментом управления этим состоянием, способствуя установлению социальной гармонии в обществе. Глава государства, а тем более основатель династии, жаловал своему народу музыку, творцом которой он был сам и через которую излагал свои наставления. Му- зыка была государственным делом! Ко времени династии Хань уже существовало специальное "министерство музыки" - Юэфу, призванное собирать народные песни, обрабатывать их и приспосабливать к нуждам государственной власти.

Исключительно высокий социальный статус музыки ставил ее в один ряд с ритуалом - этим столпом китайской идеологии и государственности. Музыка и ритуал мыслились как парные понятия и, прежде всего, опять-таки как универсальные космологические принципы.

"Небо высоко, Земля низко, а вся тьма вещей рассеяна по земле в своем разнообразии, и в этих условиях осуществляется нужная система обрядов; в мире, где все течет, как поток, не останавливаясь, где все существует согласно и сообща и изменяется к лучшему, расцветает и музыка. Весной все зарождается, летом растет, и в этом проявляется "жэнь" - человечность; осенью все собирается, зимой закладывается на хранение, и в этом проявляется "и" - долг. Человечность ("жэнь") близка к музыке, долг ("и") близок к обрядам. Музыка щедра и гармонична, сообразуется с небесными духами и следует за Небом; обряды различают все должное, полагаются на духов людей и следуют Земле. Поэтому мудрецы создавали музыку, чтобы откликнуться на предначертания Неба, создавали обряды, чтобы быть достойными Земли. Когда обряды и музыка совершенны, то воля Неба и Земли исполняется." ("Ши цзи")

Таким образом, музыка, соотносимая с Небом и Великим началом мира, занимала место даже выше ритуала, соотносимого с Землей и "миром сотворенных вещей". Правда, следует заметить, что для китайцев было нехарактерно антагонистическое противопоставление этих двух сфер бытия. Между музыкой и ритуалом существовало своеобразное "разделение труда":

"Музыка создает общность чувств, обряды создают различия в положении. Общность чувств рождает взаимную близость; различие в положении рождает взаимное уважение. Когда преобладает одна музыка, то люди несдержанны; когда преобладают одни обряды, то люди отдаляются друг от друга. Объединить чувства людей и приукрасить их манеры - вот призвание обрядов и музыки." "Музыка - это то, что одаряет; обряды - это то, что воздает должное." "Проникновение в основы и понимание изменений человеческой натуры - в этом характерные черты музыки; прославление искренности и изгнание фальши из отношений - таковы основы обрядов." ("Ши цзи") .

Вот почему не должно вызывать удивления и такое категорическое утверждение: "Кто понял истинную суть обрядов и музыки, выдвинул и осуществил их, для того не существует более трудных дел в Поднебесной."

Конечно, не следует думать, что столь высокий статус музыки означал привилегированное положение в обществе самих музыкантов. Увы, как и везде и всегда, "служители искусства" были всего лишь слугами власть имущих. Объяснялось это тем, что "музыка не сводится к звучанию тонов звукоряда хуан-чжун и да-люй, к игре на струнных инструментах и пению под нее, к танцам со щитами, все это для музыки второстепенное, поэтому под такую музыку и танцуют дети... В силу такого положения тот, кто совершенен в добродетелях, располагается наверху; тот, кто совершенен в искусстве, располагается внизу."

Я не буду обсуждать здесь что выше: "добродетели" или "искусство", сущность музыки или техника исполнения, совместимы ли "гений и злодейство" и т.п. И хотя китайские варианты ответов на эту проблему содержат много интересного и поучительного для нас, придется оставить эту тему до другого раза. А сейчас вернемся к музыке, причем именно к "тонам звукоряда". В этом, чисто техническом (акустическом), аспекте музыки китайцы были столь же последовательно космичны, как и в философии музыки. Этот космизм, вместе с характерной "магией чисел", сближает древних китайцев с пифагорийцами.

Основным звукорядом древней китайской музыки был пятиступенный лад, сложившийся еще в эпоху Чжоу. И хотя примерно в III в. до н.э. пять основных тонов пополнились двумя дополнительными, образовав гамму из семи тонов, пентатоника была и остается характерной особен ностью китайского музыкального строя. Пять тонов включались китайцами в универсальную пятичленную классификационную схему мира, соотносясь с пятью элементами, пятью планетами, пятью цветами, пятью этическими нормами (отношения между государем и подданным, отцом и сыном, старшим и младшим братом, мужем и женой, между друзьями) и т.п. Вот некоторые соответствия:

тон
число
символизирует
действует
гармонизирует
гун
81
правителя
селезенку
мудрость
шан
72=54*4/3
чиновников
легкие
долг
цзюэ
64=48*4/3
народ
печень
человеколюбие
чжи
54=81*2/3
дела государства
сердце
обряды
юй
48=72*2/3
внешний мир
почки
разум

Китайская пентатоника основана в то же время на двенадцатиступенном хроматическом ряде (в пределах октавы), называемом "ши эр люй" или "хуан-чжун" (по названию первого тона этого звукоряда), что резко увеличивало число ладов-тональностей. Система "люй" была создана, по-видимому, в конце эпохи Чжоу. Она устанавливала точные размеры длины музыкальных трубок и высоты столба воздуха в них или длины струн щипковых инструментов, рождающих соответствующий тон звукоряда. Китайцам было известно, что соотношение длины струны или столба воздуха 1:2 дает октаву - наиболее консонирующее звучание; соотношение 2:3 дает чистую квинту, т.е. рождает новый тон, в отличии от октавы, которая лишь повторяет основной тон. По этому принципу, названному "способ по третям" ("сань-фэнь сунь-и-фа"), и построены 12 трубок люй. Каждая последующая трубка должна быть в отношении 2:3 к предыдущей, но, чтобы не выйти за пределы октавы, эти соотношения чередуют, изменяя размеры трубок один раз на 2/3, другой раз на 4/3.

Звукоряд люй был продуктом длительного развития и связан со сложной ритуальной, философской и естественнонаучной символикой. Двенадцать его ступеней разделялись на шесть мужских (основных, нечетных) и шесть женских (промежуточных, четных) тонов в подражание звукам самца и самки феникса. Они ассоциировались с месяцами года, циклическими знаками "земных ветвей" календаря и соответствующими животными, со странами света и т.п. Эта классификационная схема частично воспроизведена в таблице. Двухбуквенные аббревиатуры, входящие в формулы вычисления длин трубок люй, задают эти длины в условных единицах. Указаны также длины трубок в миллиметрах. В центре таблицы изображен порядок вычисления длин трубок "способом по третям".

тон
длина трубки 
вычисления
циклический знак
животное
стихия
месяц
нота пентатоники
нота европейская
4. Цзя-чжун
192,1883 мм 
[И-цзэ]*4/3
мао
заяц
огонь
2 луна
-
фа
5. Гу-сянь
182,4288 мм 
[Нань-люй]*4/3
чэнь
дракон
земля
3 луна
3. Цзюе=64
фа#
6. Чжун-люй
170,8341 мм 
[У-и]*4/3
сы
змея
земля
4 луна
-
соль
7. Жуй-бинь
162,1589 мм 
[Ин-чжун]*4/3
у
лошадь
металл
5 луна
-
соль#
тон
длина трубки в мм 
вычисления
циклический знак
животное
стихия
месяц
нота пентатоники
нота европейская
3. Тай-цоу
205,2323 мм 
[Линь-чжун]*4/3
инь
тигр
земля
1 луна
2. Шан=72
ми
В
Ю-В
Ю
С-В
10
5
12
7
Ю-З
3
порядок
вычисления
2
8
9
1
6
11
4
С
С-З
З
8. Линь-чжун
153,9242 мм 
[Хуан-чжун]*2/3
вэй
овца
металл
6 луна
4. Чжи=54
ля
тон
длина трубки в мм 
вычисления
циклический знак
животное
стихия
месяц
нота пентатоники
нота европейская
2. Да-люй
216,2119 мм
[Жуй-бинь]*4/3
чоу
корова
огонь
12 луна
-
ре#
9. И-цзэ
144,1412 мм
[Да-люй]*2/3
шэнь
обезьяна
вода
7 луна
-
ля#
тон
длина трубки в мм 
вычисления
циклический знак
животное
стихия
месяц
нота пентатоники
нота европейская
1. Хуан-чжун
230,8860 мм
81
цзы
мышь
огонь
11 луна
1. Гун=81
ре
12. Ин-чжун
121,6192 мм
[Гу-сянь]*2/3
хай
свинья
дерево
10 луна
-
до#
11. У-и
128,1255 мм
[Цзя-чжун]*2/3
сюй
собака
дерево
9 луна
-
до
10. Нань-люй
136,8216 мм
[Тай-цоу]*2/3
ю
курица
вода
8 луна
5. Юй=48
си

Одно из первых объяснений системы люй во взаимосвязи с космическими и земными явлениями встречается в позднечжоуском памятнике "Го юй" - "Речи царств". В 522 г. до н.э., отвечая на вопрос чжоуского правителя Цзин-вана о музыкальных тонах, музыкант Чжоу-цзю так рассказывает об этой системе:

"Первый из шести мужских тонов относится к средней окраске звука, поэтому называется Хуан-чжун - в это время повсюду зарождаются шесть животворных сил (ян и инь, ветер и дождь, ночь и день) и закладываются основы девяти добродетелей. От этого тона по порядку определены и остальные тоны.

Второй мужской тон называется Тай-цоу - в это время как бы раздаются удары колокола, помогающие силе свет ян выйти из застоя.

Третий мужской тон Гу-сянь приводит в порядок и омывает все живое. Этот тон подходит для жертвоприношения духам и приема гостей.

Четвертый мужской тон Жуй-бинь помогает успокаивать духов; он подходит при взаимных тостах, когда хозяин подносит вино гостю, а гость хозяину.

Пятый мужской тон И-цзэ используется для воспевания девяти правил и успокаивания народа, у которого исчезают сомнения.

С помощью шестого мужского тона У-и повсюду распространяются добродетели совершенномудрых, а народу показывают образцы для подражания.

После установления шести мужских тонов между ними были созданы шесть промежуточных (женских), чтобы выявить и раскрыть глубоко скрытые силы и устранить их рассеивание.

Первый женский тон Да-люй помогает распространению и расцвету всех живых существ.

Второй женский тон Цзя-чжун означает выход слабых сил, скрытых в недрах земли.

Третий женский тон Чжун-люй помогает распространению равновеликой (равновелики силы ян и инь) животворной силы.

Четвертый женский тон Линь-чжун способствует гармоническому развитию всех дел так, что побуждает чи новников успешно справляться с делами, быстро добиваться успеха и с великим почтением относиться к своим обязанностям.

Пятый женский тон Нань-люй означает помощь всем животворным силам ян в их созревании.

Шестой женский тон Ин-чжун способствует изготовлению равных по емкости и удобных сосудов, чтобы все соответствовало церемониям и правилам жертвоприношения. Если мужские и женские тоны звукоряда не меняют правильного звучания, злые существа не появляются."

 

Как известно, гексаграммы в традиционном расположении Вэнь-вана образуют пары: гексаграмма с нечетным номером и следующая за ней гексаграмма с четным номером, которые получаются друг из друга переворотом, а если при перевороте гексаграмма не меняется, то инверсией черт. Первоначально у Игоря Бурдонова была идея сопоставить 12 позициям пары гексаграмм 12 тонов китайского хроматического ряда. Если позиция занята целой чертой ян, то это должно было означать наличие соответствующего тона, а если - прерывистой чертой инь, то - отсутствие соответствующего тона - паузу.

Наталия Селиваненко предложила иной способ: каждой из 6 позиций гексаграммы ставится в соответствие 2 тона китайского хроматического ряда: мужской тон и следующий за ним женский тон. Если позиция занята целой (мужской) чертой ян, то выбирается мужской тон, а если - прерывистой (женской) чертой инь, то - женский тон.

При таком способе "прочтения" гексаграмм получается следующая нотная запись (в отличие от приведенной выше таблицы, мы начинаем ряд не с европейской ноты ре - тон Хуан-чжун, а с ноты до)

На вечере Наталия Селиваненко и Елена Куликова, прежде всего, сыграли гексаграмму ╧15 - Цянь - Смирение, - выпавшую в гадании, проведенном Евгением Бакулиным.

После этого была исполнена полная "Музыка Перемен". Нотная запись, приведенная выше, задает только основу музыкального произведения. Реальная "музыкальная ткань" получается тогда, когда по этой основе двигается "уток импровизации". Идея заключается в том, что исполнителям предоставляется свобода в выборе октавы, в которой исполняется нота, тембра, темпа и т.п. Таким образом, число вариантов исполнения основной нотной записи оказывается практически бесконечным (только выбор октавы дает 3847 вариантов).

Музыкантам помогали Игорь Бурдонов (крутивший на "Ямахе" ручку тембра) и Валерий Юдин (синхронно демонстрировавший гостям звучащие гексаграммы).