"Чжоу И" - наиболее авторитетное и оригинальное
произведение китайской канонической и философской литературы, стоящее
во главе "Пятикнижия" ("У цзин"). Является
одновременно гадательной книгой и философским произведением. Это название
имеет 4 варианта толкования:
- "[Канон] Перемен [эпохи] Чжоу"
- "Легкий [канон эпохи] Чжоу
- "Всеохватно-круговые Перемены"
- "Всеохватно-круговой легкий [канон]"
Состоит из двух частей:
- Каноническая часть - "И цзин"
- "Книга Перемен", "Канон Перемен".
Содержит 64 гексаграммы и афоризмы к ним. Каждая гексаграмма
состоит из шести непрерывных или прерывистых черт, символизирующих сильное
светлое мужское начало ян и слабое темное женское инь.
- Комментирующая часть - "И чжуань"
- "Комментарии к Переменам" или "Ши и"
- "Десять крыльев", создание которых традиция приписывает
Конфуцию.
Евгений провел гадание по "Книге Перемен"
методом Шао Юна (основоположник нумерологического направления в неоконфуцианстве,
XI в.). На момент начала нашего вечера выпала
гексаграмма ╧15, Цянь - Смирение
Смирение. Свершение. Благородному
человеку - обладать законченностью.
-
В начале шестерка.
Смиренный из смиренных благородный человек.
- Надо переходить вброд через большую реку. Счастье.
-
Шестерка вторая.
Провозгласи смирение.
- Стойкость к счастью.
-
Девятка третья.
Трудись над смирением.
- Благородному человеку - обладать законченностью.
- Счастье.
-
Шестерка четвертая.
Возвысь смирение.
- Ничего неблагоприятного.
-
Шестерка пятая.
Не разбогатеешь из-за своих соседей.
- Благоприятно и нужно наступать и нападать.
- Ничего неблагоприятного.
-
Шестерка шестая.
Провозгласи смирение.
- Благоприятно и нужно двинуть войско [в карательные походы
на (города) и страны].
|
Эта гексаграмма завершает некий цикл развития,
высшая точка которого символизируется предыдущей гексаграммой ╧14 - Да
ю - Обладание великим, и является основой для следующего цикла,
начинающегося со следующей гексаграммы ╧16 - Юй - Вольность.
Эту ситуацию переводчик "Книги Перемен" Ю.К.Щуцкий, основываясь
на китайской комментаторской традиции, описывает так:
"Обладание великим достоянием, всей полнотой
мира, могло бы быть конечной целью, если бы в мире допускалась возможность
остановки. Но основным положением является учение об изменчивости, о
непрерывной подвижности мира и о том, как должен человек гармонически
включаться в это движение. Поэтому остановка в развитии является не
остановкой, а отставанием, вызывающим конфликт с мировым развитием.
Поэтому, если остановиться даже на высоте величайших достижений, то
и в такой остановке не будет правильного отношения к миру. Но двигаться
прямолинейно дальше уже нельзя, ибо на предыдущей ступени достигнуто
все, чего надо было достигнуть. Следовательно, только полный отказ от
уже достигнутого может гарантировать возможность дальнейшего развития,
идущего в ногу с развитием мира.
Такой необходимый отказ от личных достижений называется
"смирение" и выражается в образе самой гексаграммы, в которой
под знаком земли (Кунь) помещен знак горы (Гэнь). Гора
должна вообще возвышаться над землей, и если она находится под землей,
то в этом с предельной лаконичностью выражен образ смирения. Такое положение
не должно отпугивать человека, ибо только в нем здесь возможно дальнейшее
развитие, причем это развитие должно быть плодотворным: оно должно быть
доведено до конца, до завершения."
Смирение, будучи отказом от предыдущих достижений,
уравнивает высших и низших, знание и незнание, умение и неумение, создавая
тем самым ситуацию свободы - вольности - как необходимое условие
дальнейшего развития.
В течении вечера Евгений Бакулин, будучи знатоком и
мастером китайской чайной церемонии, приготавливал и угощал присутствующих
элитным китайским чаем "То-ча".
|