Шестеричный путь Конфуция Название данного выступления В.Е. Еремеева было выбрано по аналогии с буддистским ⌠восьмеричным благородным путем■ и ⌠восьмиступенной йогой■ Патанджали, а поводом послужило высказывание самого Конфуция, записанное в ⌠Лунь юе■ (2,4). В нем Конфуций кратко описывает свою жизнь: "В 15 лет я устремился (чжи) к учению (сюэ); в 30 - утвердился (ли); в 40 - освободился от сомнений (хо); в 50 - познал волю Неба (тянь мин); в 60 - укротил слух (эр шунь); в 70 - стал следовать желаниям (юй) своего сердца (синь), не нарушая норм (цзюй)". Анализируя данное высказывание в контексте конфуцианского учения, можно сказать, что это не просто жизнеописание, а указание на практику, подобную буддийской, йогической и многим другим практикам самосовершенствования, рассмотренным В.Е. Еремеевым в его книге ⌠Теория психосемизиса и древняя антропокосмология■ (М., 1996). Шесть этапов конфуцианского пути можно соотнести с табличными данными в этой книге, ранжированными на основе набора триграмм, подразделяющегося на имплицитную и эксплицитную части (символизирующиеся соответственно индексами 0 и 1) и символизирующего структуру психокосмоса человека. Шесть данных этапов - это восхождение от Земли к Небу, а затем движение по небесному ⌠пути■ (дао), что вместе соответствует последовательному развитию человеком конфуцианских добродетелей (⌠пять постоянств■ - у чан). Список этих добродетелей коррелирует с элементами (син), а те - с триграммами (гуа), что позволяет реконструировать конфуцианское учение как целостную систему и соотнести его с некоторыми другими учениями древности. В частности, по сходству китайских и зороастрийских элементов можно сопоставить конфуцианские добродетели с комплексом зороастрийских божеств, каждое из которых является управителем соответствующего элемента и олицетворяет некие абстрактные понятия, имеющие этико-психологические значения. Генетическая и семантическая связь конфуцианского и зороастрийского понятийного набора, а также связь конфуцианского ⌠шестеричного пути■ с буддийской медитативной системой были рассмотрены в выступлении В.Е. Еремеева.
Подробности можно найти в книге |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А это - Владимир Еремеев как "полный Конфуций" |