Игорь Бурдонов
представил эссе
"Убить Дракона
( как не писать стихи)"
Меня как-то спросили:
- А Вы можете не писать стихи?
И я ответил:
- Конечно, могу. И каждый это может. Другое дело, что кому-то
это удаётся легко, а кому-то - с большим трудом. Но есть масса
способов.
Например, можно смотреть телевизор. Вы садитесь в кресло, берёте
в руки пульт и нажимаете кнопки. От цветного калейдоскопа на экране
и какофонии звуков в динамиках желание рифмовать сразу пропадает.
Правда, у других, наоборот, от всего этого в мозгу что-то завихряется
и слова так и выскакивают наружу. Тогда можно пить водку. Выпил
водки - и никаких стихов не надо. Правда, другие как раз в опьянении
находят вдохновение и тут же сочиняют поэтические циклы, которые
так и озаглавливают - "За вином". Тогда можно попробовать
секс. Некоторые считают, что это лекарство - от всех болезней.
Правда, другие так возбуждаются, что начинают строчить сонеты
"К прекрасной даме". Можно попробовать заниматься детьми:
с маленькими - играть, постарше - учить. Вы раздражаетесь и вам
уже не до стихов. Правда, некоторые становятся от этого детскими
поэтами. Ещё бывает полезно заняться хозяйственными делами: вымыть
посуду, подмести пол, протереть пыль с полок, сбросить бумаги
со стола и вынести помойное ведро. Хотя для других подобные приготовления
оказываются прелюдией к творчеству: когда вокруг ни пылинки от
внешнего мира, они приходят в возвышенное состояние и их уже не
остановить. Одни перестают писать стихи, когда оказываются на
природе, - видимо, от переизбытка кислорода. Другим, наоборот,
стоит увидеть берёзку или речку, как они тут же пишут об этом
стихотворение, - таким лучше жить в городе.
По этому поводу у меня есть вот такое стихотворение:
На
берегу Оки
в камнях известняка
шумели родники
с холодною водою.
И чтоб наверняка
затронуть за живое:
старинной ивы ствол,
и мостик, и скамья.
И солнце шло за холм.
И сумерки тихи.
Уже скучаю я.
Уже пишу стихи.
В общем, здесь нужен индивидуальный подход. Поэтическая болезнь
только по внешним симптомам у всех одинаковая, а причины могут
быть самые разные: несбалансированное питание, вредные привычки,
переутомление, стрессы, детские травмы. Кому-то в детстве дали
конфетку за случайную поэтическую строчку, и он полюбил сладкое.
Кого-то, наоборот, обругали за то же самое, и он хочет доказать.
Стихи пишут от радости или от горя - как здоровые люди плачут
или пьют вино. Сочиняют из ревности: "он может, а я чем хуже".
В стремлении к общности: "мы, поэты". Или в стремлении
к одиночеству: "я, единственный". Я знал одного поэта,
который сочинял стихи из-за несварения желудка, - это его как-то
отвлекало от неприятных ощущений.
Только познав истинную причину вашего личного вдохновения, вы
сможете избавиться от стихотворчества. Прежде всего, нужно выяснить
направление: вы поднимаетесь до поэзии или опускаетесь до неё?
В первом случае вам нужно что-нибудь тяжёлое на ноги, какой-нибудь
груз забот, дел, ответственности. Это вас остановит. Во втором
случае, наоборот, вам требуется что-то окрыляющее: пойдите в сауну,
заведите любовницу, отправьтесь в путешествие. Это вас поддержит.
Во-вторых, определите сексуальный характер вашей музы: вы мучаетесь
над строкой или испытываете радость и удовлетворение? Попробуйте
кожаную плеть: либо пусть вас бьют, либо вы бейте. Многое зависит
от ритма и размера поэтического недуга. Вопреки распространённому
мнению, сочинителя длинных поэм вылечить проще. Старайтесь почаще
его отвлекать, постоянно давайте ему разные мелкие поручения:
сходить в магазин, постирать носки. Это выведет его из равновесия
и после шести-семи неоконченных поэм он бросит это занятие. Гораздо
тяжелее случай любителей хайку: на вид это вполне здоровые люди,
приступы болезни неожиданны, непредсказуемы и скоротечны. Как
я написал по другому поводу:
Как
вода в пруду
безмятежна жизнь моя.
И вдруг - лягушка!
Писать стихи - не преступление. Общество, и особенно близкие
поэтов, должны понять: поэзия - это болезнь. Тяжёлая, но излечимая.
Не писать стихи может каждый. Нужно только поверить в себя, в
свои силы и способности, не останавливаться на достигнутом и много
трудиться. И тогда, может быть, вы тоже найдёте хороший способ
не писать стихи. Главное - правильно определить природу вашего
личного творческого вдохновения. Об этом у меня тоже есть стихотворение:
Ты знаешь,
друг мой, вдохновение похоже
на голод никотиновый заядлого курильщика,
на соловьиную тоску,
на муку долгую разлуки,
на детский страх - внезапный, беспричинный,
и на того, кто получил возможность
прощаться с миром накануне казни.
Еще
оно похоже на державу,
что в утреннем туманном полусне
поводит чутко ушками антенн
и вздрагивает рыльцами орудий.
Еще
похоже на отца,
которого я видел слишком мало,
чтоб счесть родным и близким человеком,
лишь голос крови - вроде предрассудка -
мне на губной гармошке напевает
какой-то старый и унылый марш.
А, впрочем,
друг мой, ты прекрасно знаешь,
что вдохновенье - это одуванчик:
в траву бросают голенькое тельце,
а душу ветер поднимает в небо.
Но мудрецы считают прозорливо:
душа - лишь семя новой жизни,
и место ей не в небе, а в земле.
Засим
прощаюсь, передай поклоны
твоей родне. Особо - дяде Ване:
мои стихи он слушал и молчал,
не проронив ни слова.
Post
scriptum: Впрочем,
может быть, он спал.
Конечно, в наш просвещенный век для борьбы с поэтическим недугом
нельзя ограничиться только методами традиционной медицины. Вы
должны пойти к гадалкам, колдунам, астрологам, магистрам белой
и черной магии, а также магии всех других цветов. По мнению многих
авторитетных специалистов поэзия имеет неземное происхождение.
В своей астральной сущности поэзия - это белый дракон.
В 5-м веке китаец Лю Се написал трактат "Вэнь синь дяо лун".
Вэнь - значит узор, сотканье знаков, изящная словесность,
письмена, литература, культура. Синь - значит сердце-сознание.
Дяо лун - значит вырезание драконов или резной. Это переводят
как "Резной дракон литературной мысли" или как "Дракон,
изваянный в сердце письмен" или как "Дракон, изваянный
сердцем письмен".
Дракон - символ творчества, творческой мощи, энергии и вдохновения.
Поэзия
- это белое на белом
Белый звук тишины, рождающий музыку
Белый свет Луны, влюблённой в ночную Землю
Белый сон в ночи, который мы смотрим, закрыв глаза
Белки глаз, которыми смотрит на мир мудрец
Белое пятно на карте старинной с пометками на испанском языке
Белый снег бесконечной зимы
Белый ветер бесконечной весны
Белое небо бесконечного лета
Белая вода бесконечной осени
Когда умирают драконы мира
рождается белый дракон поэзии
Он летит и машет крыльями
И оживают мёртвые
И умирают живые
И приходят ещё не рождённые
И поют песни
Белое - это не то, что покрашено белой краской. Это прозрачное.
Это невидимое. Это отсутствие цвета. Это видимое отсутствие цвета.
Драконьи вены гор, ветвей деревьев, морщин на лицах и судеб умерших.
Такими же бывают строки стихов.
У дракона нет крыльев, потому что они ему не нужны. Для полёта
дракона не нужен ветер. Он сам создаёт ветер. Он сам - ветер.
"Человек, человек, человек, человечность по всей странице,
земля и деревья┘" - так сказал Эзра Паунд о философе Мэн-цзы.
Я, пожалуй, продолжу:
Человек,
человек, человек,
человечность по всей странице, земля и деревья,
горы и воды, ветер и поток ручья,
отражение облака, капли дождя, прикосновение листьев травы.
И снова деревья, и тени деревьев.
Мокрая земля.
По тропе идёт человек.
По тропе идёт человек.
Строки кончаются рифмами.
Дождь, снег, град.
Читать знаки на спинах деревьев.
Лица в тумане.
Кто облако? Кто холм? Кто дорога?
Кто старик? Греет спину на весеннем солнышке.
Доклад императору. Отнесись с почтением.
И наказания применяются правильно.
С клёна падает лист. Шелохнулся камыш.
Возвращаются рыбаки.
В твоём сердце проснулся белый дракон.
Он взлетает.
В общем, как сказано в знаменитом чаньском гун-ань:
"Встретишь Будду - убей Будду, встретишь дракона - убей
дракона".
3 октября 1999
|