Чёткое и расплывчатое
Картина - не чертёж: много в ней должно быть расплывчатым,
смутным и неясным. Это не обязательно туман по низинам или дымка вдали.
И не то, чтобы даль туманна, а близь ясна, - может быть и наоборот. Ведь
человеческий глаз так устроен, что одни предметы - в фокусе и чётко видны,
а другие - не в фокусе и расплывчаты. Всё зависит от того, на что смотришь.
Хорошо делать чёткими деревья, камни, фигурки людей и
крыши домов. Иногда картина так и рисуется: сначала по очень мокрой бумаге
пишется фон, а потом, когда бумага высохнет, проводятся линии деревьев,
штрихи камней и контуры человеческих фигур. Трава может быть фоном, а можно
выписывать каждый стебелёк - и это значит, что трава - в фокусе. Скалы
могут быть неясными, а отдельные камни внизу - чёткими и тщательно нарисованными,
как камни в японском саду камней. Про деревья Ван Гай в "Слове о живописи
из сада с горчичное зерно" сказал так: "И порой тёмной тушью выдели вершину
дерева, будто журавль царит среди кур."
Наверное, дифференциация по чёткости и контрастности
- один из видов перспективы. Но не физической, а психологической и эстетической.
Здесь нет никаких математических законов - ведь глаз так движется, что
в памяти остаются детали то близкие, то далёкие, одно дерево привлечёт
внимание, а соседнее - нет, одну гору долго рассматриваешь, а другие -
забываются. |
|